Китайская школа живописи является одной из старейших традиционных школ живописи в мире. Самые ранние образцы китайской живописи имели чисто декоративное назначение, например, широко известно, что посуда Каменного века, найденная в Китае, часто разрисована геометрическими фигурами, а иногда и изображениями животных. Лишь в эпоху Войны Царств (403-221 до н.э) китайские художники начали превносить свое видение в картину окружающего мира. С тех пор китайская живопись стремится выразить сущность рисунка, показать характер, внутреннее движение в своих произведениях.

Пейзаж получил развитие в Китае и развился в самостоятельный жанр в поздний период династии Тан (в 900-х годах н.э.), как результат стремления китайских художников избежать общения с грубой повседневностью, и воссоединиться с природой. Такие изображения часто передавали также определенную социальную, философскую, и политическую позицию художника: поскольку династия Тан распадалась, возврат в естественный мир природы стал в это время главным для многих поэтов и живописцев. Общество в этот период не нуждалось в произведениях искусства, что вынуждало людей искусства искать постоянство в пределах естественного мира, отступая в горы , чтобы найти прибежище от хаоса династического краха.

В ранней стадии последующей эпохи Пяти Династий изображения природы получили дальнейшее распространение, и жанр пейзажа выделялся и подчеркивался в школах живописи тех лет. Кстати, именно в это время появился новый вид китайской живописи, который использовал каллиграфическую манеру письма: одноцветные и лаконичные изображения старых деревьев, бамбука, скал, созданных художниками этого исторического периода, стали эмблемами их характера и духа.

В период династии Юань множество образованных китайцев оказались лишены гражданских прав, что привело к развитию некой альтернативной культуры: в это время появляются произведения, в которых разделенные культурные идеалы затворнического мира передаются через символы. Это время расцвета «окультуренного пейзажа», в котором объединились более ранние стили каллиграфической живописи; художники создавали произведения, используя старую технику, и в то же время, выходили за рамки, очерченные старыми мастерами. Живопись больше не была простым описанием видимого мира; она становилась средством передачи внутреннего мировоззрения художника.

Следующий период, династия Мин, в очередной раз изменил традиционное искусство Китая: в это либеральное время появляются произведения, созданные в консервативном стиле, и в то же время полные самовыражением художника. Типичные примеры работ этого периода являются произведения патриарха школы Ву провинции Сучжоу, Шэн Жоу (1427–1509), а также его последователя Вэн Женмин (1470–1559). Оба эти художника, кстати, не придавали никакого значения собственному продвижению по социальной лестнице, а посвятили свою жизнь самосовершенствованию, игнорируя официальную карьеру, принятую в то время.

Шэн Жоу (1427–1509) «Поэт на горной вершине»

Шэн Жоу (1427–1509) «Поэт на горной вершине»

Вэн Женмин (1470–1559) «Сады Сучжоу»

Вэн Женмин (1470–1559) «Сады Сучжоу»

В ранние годы Манчжу Кин, период, в который много лоялистов эпохи Мин жили в самопринужденной отставке, часто испытывая недостаток в доступе к важным собраниям мастеров старых школы, лоялистские художники черпали вдохновение в естественной красоте местного пейзажа.

Изображения природы остались мощным источником вдохновения и для современных китайских художников. В то время как ландшафты Китая были преобразованы тысячелетиями воздействия человека на природу, искусство Китая всегда было тесно переплетено с изображениями естественного мира. Рассматривая китайские картины в жанре пейзажа становится ясно, что китайские описания природы являются не просто представлениями внешнего мира. Скорее они - выражения души и сердца художников, которые воплощают свою древнюю культуру.

 

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Древние искусства Китая
Древние искусства Китая

Китайцы во все времена отличались большой любовью к природе; природа была и остается самым большим источником вдохновения для художников этой страны с самого начала китайской цивилизации. Именно поэтому в Китае распространены изображения цветов, «живых цветов» — птиц, и получил большое развитие жанр пейзаж.

Искусство вышивки в Китае: история и современность
Искусство вышивки в Китае

Именно в Китае изобрели шелк, и поэтому искусство ручной вышивки шелковыми нитями по шелковой ткани имеет очень долгую историю. С древних времен в Китайской Империи господствуют четыре стиля вышивки шелком, и стиль, сформировавшийся на востоке Китая, и получивший название «Свободный стежок» занимает главенствующее место.

Киань Ю Фень — мастер «Живописных стежков»
Киань Ю Фень — мастер «Живописных стежков»

Короткий рассказ о мастере шелковой вышивки г-же Киань Ю Фень. Ссылки на работы художника.

Искусство традиционной китайской живописи и каллиграфии
Традиционные искусства Китая

В Китае принято очень трепетно относиться к традициям в своей долгой истории, поэтому традиционные китайские искусства — живопись и каллиграфия имеют обшие техники и методики с искусством шелковой вышивки.

 

Поделиться
Класснуть
Плюсануть