Изображение гор и воды традиционно играют большую роль в искусстве Китая. С древних времен китайские художники снова и снова возвращались к созданию вечных природных пейзажей с высокими горными хребтами, пенными водопадами, спокойными горными озерами, величественными реками. Классический китайский сад также не возможен без присутствия элементов гор и воды.

Объяснение этого факта в некоторой степени предлагает сама природа этой страны: на территории Китая находится самая высокая горная система в мире, а великие реки и озера неизбежно оказывают влияние на мировоззрение и формируют культуру китайского народа. Кстати, истоки всех крупных рек Китая берут свое начало в горных районах страны.

Китайская мифология с давних времен наделяет горы чудесными свойствами. Древние китайцы называли горы «местом пребывания Святых» или «лестницей в Небо» . Выдающиеся горные пики считались местом обители бессмертных, и будоражили воображение людей возможностью приобрести эликсир вечной жизни. Так, император Ву Ди династии Хань (141-87 до н.э.) отправил экспедицию на благословенные острова Восточного моря — горы на этих островах по преданиям населяли бессмертные. Экспедицию эту постигла неудача, посланники императора обратно не вернулись, но Ву Ди в надежде умилостивить таинственных бессмертных обитателей гор, возвел в своем роскошном саду Шан Лин (Великая Роща) копию трех горных пиков и лежащее у их подножия озеро.

Изображение гор и воды в искусстве Китая

Великие философские системы Китая, конфунцианство и даосизм, объединяет глубокое почитание природы, стремление сохранить природные богатства в неприкосновенности для грядущих поколений. Конфуцию принадлежит фраза: «Мудрые люди наслаждаются реками и озерами, добродетельные люди наслаждаются горами». Горы и вода занимают центральное место в даосской концепции мира. Жизнь в горах помогает человеку слиться с вселенной, ощутить пульс природы, возвысить душу. Вода в представлении даосов занимает ключевую позицию, охватывая все живое, и являясь средоточием жизни. Вода проходит в природе все три фазы: она твердеет, обращаясь в лед, возносится ввысь в виде пара, и проявляет единство путем вечного преобразования. Даосы приводят в пример свойства воды все время идти по пути наименьшего сопротивления, заполнять нижние уровни — так и мудрый человек не должен возвышаться в своих помыслах.

Еще одна великая философия, буддизм, появилась в Китае в поздние годы правления династии Хань. Буддизм начал находить широкое признание в Китае во время политических и социальных потрясений в период Шести династий (220-589 н.э.). Буддийские монахи создавали свои монастыри высоко в горах, подальше от погрязших в политических интригах, кумовстве и коррупции городов, в соседстве с нетронутой природой. Эти поселения сделались символом чистой жизни, отказ от карьеры и роскоши с тех пор стал увековечиваться в китайской литературе, поэзии и живописи. Примером такого «созерцательного» настроения в искусстве может служить поэма «Ответ» великого поэта Тан Ли Бо (701-762 н.э.).

В изобразительном искусстве Китая горы и вода являются основными композиционными элементами — они рассматриваются как квинтэссенция природы. Проводя аналогию между Землей и человеком, китайские художники и философы называют горы костями, а воду — кровью нашей планеты. Важность этих элементов природы ясно отражена в китайском языке: «шань» (гора) и «шуй» (вода), произнесенные вместе, означают «пейзаж» («шань-шуй»).

Древнее мировоззрение китайских мудрецов объясняет концепцию вселенной как состоящую из двух полюсов космической энергии: янь (положительная) и инь (отрицательная). Эти две противоположности взаимозависимы: отказ от одной влечет отрицание другой, и ключи мудрости находятся в руках того, кто знает как сохранить надлежащий баланс. Ян и инь связывают с понятиями мужчина и женщина, свет и тьма, твердь и жидкость. Горы и вода являются идеальной парой ян-инь, и мудрость и талант китайских художников позволили перевести эти философские понятия в яркие зрительные образы.

 

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Культура Древнего Китая и Японии
Культура Древнего Китая и Японии

Китайская цивилизация насчитывает несколько тысячелетий. Ее главная черта — рациональный, практический взгляд на мир. Поэтому и китайская мифология не получила развития — божества китайцев как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых правителей.

Китайская магия чисел
Китайская магия чисел

С древних времен жители Поднебесной Империи внимательно прислушиваются к магии окружающих их цифр и чисел. Самыми счастливыми считаются числа три, шесть и девять. Китайцы стараются привязать все важные даты именно к этим датам: справляют свадьбы, отправляются в путешествия, планируют значимые покупки...

Снежный барс: факты и мифы
Снежный барс: факты и мифы

На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою «собаку» (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

Историческое значение лошади в Китае
Историческое значение лошади в Китае

На всем протяжении долгой и насыщенной событиями истории Китая ни одному животному не придавалось столь большого значения, как лошади. С самого начала своего приручения на северо-востоке Китая около 5 тысяч лет назад, лошадь оказывала огромную помощь в создании и борьбе за выживание Срединного царства.

Горы Китая - лестница в Небо
Горы Китая - лестница в Небо

Горы Китая - это не только точки на карте, это, прежде всего, материальное воплощение традиционной культуры китайской нации, история великого народа.

 

Поделиться
Класснуть
Плюсануть