Четыре тысячи лет назад, когда наши предки только начинали знакомиться с обработкой металла, на великих равнинах Восточной Азии между реками Хуанхэ и Янцзы уже существовала развитая цивилизация, созданная древними китайцами. Здесь действовала жесткая система государственного управления, порядок в которой поддерживался тысячами чиновников, здесь исполнялись законы, была создана совершенная система письменности и высокоразвитое земледелие. А начиная с 14 века до нашей эры каждый шаг правителей страны заносился в исторические хроники и летописные своды. Трудолюбие, любовь к порядку и счету, уважение к старшим и почитание предков были и остаются самыми выдающимися чертами китайского народа. Китайцы тщательно записывали свои мифы, герои которых удивительно похожи на правителей и императоров, а второстепенные божества и духи — сановников, военачальников, судей, чиновников и мелких служащих. Спустя несколько столетий эти мифологические персонажи стали рассматриваться как реальные исторические деятели, жившие в глубокой древности. Миф стал как бы частью истории великого народа.

Растущая вселенная

До начала времен в мире царил хаос, все было перемешано между собой и неразличимо. Поэтому китайское слово, которым обозначается сотворение мира, буквально переводится как «отделение». Наконец темное и светлое начала в мире — ян и инь — разделились и образовали небо и землю, а между ними возник Пань-гу — первочеловек, с которым, как и многие народы мира, китайцы связывали вселенную. Мир возникал по мере роста Пань-гу, то есть не он творил мир, а части его тела становились частями вселенной или явлениями природы. С его вздохом рождался ветер и дождь, с выдохом — гром и молния, Пань-гу открывал глаза — и наступал день, закрывал — опускалась ночь. Локти, колени и голова гиганта превратились в пять священных горных вершин, обиталище богов, волосы — в деревья и травы, кровь стала реками, а жилы — дорогами. Рост Пань-гу, по китайским представлениям, составлял около 45 тысяч километров — как раз то расстояние, которое отделяло небо от земли. Пань-гу создал светила — солнце и луну и научил их появляться на небе в разное время, а не вместе, как это было поначалу.

Пань-гу — первочеловек

Глиняные «жэнь»

В мире, созданном Пань-гу, со временем возникли два божества — брат и сетра Фу-си и Нюй-ва. Выглядели эти божества как полулюди-полудраконы, что свидетельствует об их глубокой древности и связи с силами природы. Фу-си и Нюй-ва — первые «культурные герои» китайской мифологии. Нюй-ва вылепила из глины первых «жэнь» — людей, установила брачные обряды, а когда еще непрочное небо стало рушиться, починила упавшую часть небосвода и остановила губительные разливы рек. Фу-си — изобретатель рыболовных сетей, гадания и многих других полезных для людей вещей. Он научил их рыболовству, охоте, приготовлению пищи на огне.

Громовник Лэй и дракон Лун

Из числа первых стихийных богов Китая — Лэй-гун, бог грома. Древние художники изображали это существо в виде полудракона с крыльями летучей мыши и птичьим клювом, который таскает за собой связку барабанов, время от времени ударяя в них и производя страшный грохот. Лэй-гун находился в подчинении у Лун-вана — хозяина водной стихии, гигантского дракона длиной чуть-ли не в полкилометра. Лун-ван повелевал также молниями, ветрами и дождями. Оба эти божества причастны к мифу о Великом потопе, который был широко распространен в Китае в конце второго тысячелетия до нашей эры. В отличие от подобных мифов у шумеров, египтян и финикийцев, причиной потопа китайцы считали не наказание за грехи людей, а буйство стихийных сил, вырвавшихся на волю. Возникновение этого мифа связано с постоянными разливами великих китайских рек, губившими множество людей и причинявшими страшный вред хозяйству.

Ось мира

В китайское мифологии небо и землю связывало не мировое древо, а гигантская гора Куньлунь, расположенная на западе страны. И в наши дни это название носит горная система, относящаяся к Гималаям. Величественную гору венчал дворец, в котором находилась «нижняя столица» небесного владыки Шан-ди, или «нефритового императора, пребывающего на небе». В образе этого верховного божества ярко отразился национальный характер китайцев — Шан-ди был не владыкой стихий или подателем благ, а своего рода «верховным администратором», поддерживающим порядок на земле, но не вмешивающимся впрямую в дела земные. Подобно правителям Поднебесной империи, как называли Китай в те времена, Шан-ди издавал справедливые и разумные повеления, за исполнением которых следили другие божества.

Звездное небо судеб

Китайцы с глубокой древности наблюдали за движением небесных светил и накопили немало точных знаний о вселенной. В то же время они верили, что созвездия, звезды и планеты являются воплощениями богов, духов или местом их обитания. Так возникло представление о пяти звездных дворцах — срединном, западном, северном, южном и восточном. Большая Медведица, например, и населяющие ее духи считались ответственными за жизнь и смерть людей. Целые участки неба пребывали во власти сил зла — и за их состоянием с особым вниманием следили китайские придворные астрономы и астрологи, предсказывавшие по звездам будущее.

Владыки Запада и Востока

Мир земной для китайцев — это прежде всего горы и реки . Даже китайское слово, означающее «страна», состоит из двух иероглифов — цзян и шань, то есть «реки» и «горы». Горы находились на западе, а все крупные реки Китая текли на восток, где находился Великий океан. Поэтому божества, властвовавшие над западом и востоком, имели в китайской мифологии особое значение. Запад издревле считался страной смерти, чудовищ и злых духов, там находились владения древней богини Си-ван-му. В мифах, насчитывающих три тысячелетия, она похожа на человека, но имеет хвост горного барса и клыки тигра. Повелительница Запада ведала небесными карами, насылала болезни и эпидемии и жила в пещере за горными хребтами, куда ей приносили пищу три синие птицы. Но спустя десять веков Си-ван-му уже выглядит неземной красавицей, покровительницей всех женщин и властительницей хрустального города, в садах которого раз в 9 тысяч лет созревают персики бессмертия. Си-ван-му в этот период — воплощение женского начала Инь. Мужское начало — Ян — воплощает ее супруг и повелитель востока Дун-ван-гун. Это божество обитает в огромном дворце из камня. Первоначально Дун-ван-гуна представляли в виде существа огромного роста с птичьим лицом и хвостом тигра, но позднее его облик стал ближе к человеческому. Повелитель востока покровительствует бессмертным и занимает одно из первых мест среди верховных богов Китая. Ему всегда сопатствует журавль, символ долголетия, так же как Си-ван-му сопутствует заяц — символ плодовитости и любвеобилия.

У слияния трех рек

Самый большой каменный БуддаВ первом тысячелетии нашей эры, когда Китай стал единой державой, начали сближаться, а порой и сливаться три основные религии, которые исповедовали жители разных частей страны, — буддизм, даосизм и конфуцианство. Часто в одном деревенском храме можно было увидеть изображение Будды, статуи древнего мудреца и создателя учения о справедливом и упорядоченном государстве Конфуция и философа Лао-цзы, основателя учения о Дао — незримой душе мира. Каждая из этих систем имела собственную мифологию и пантеон богов, и теперь все они, слившись, образовали сводный пантеон, который продолжал разрастаться за счет того, что в мифологические персонажи стали превращаться многие исторические деятели прошлого — полководцы, мудрецы, правители. Разобраться во всем этом многообразии богов, патриархов, духов и мифических существ было невероятно трудно. Боги группировались «по специальностям»: небесные божества под предводительством Юй-ди, божества природы и стихий, боги местности и городов, домов и общественных зданий, медицины, деторождения, а также тысячи демонов, духов, фей и оборотней.

Кто присмотрит за людьми?

Самой большой популярностью среди китайского простонародья пользовались боги-покровители. Под их защитой и опекой человек увереннее смотрел в туманное будущее, как добрые наставники, поводыри и врачеватели они вели его сквозь житейские бури. Эти боги, чьи имена порой были известны жителям всего двух-трех деревень помогали роженицам, сторожили двери дома, очаг, постель и даже отхожее место, исцеляли от болезней и не допускали злых духов в семью, покровительствовали ремеслам и искусствам, торговле и земледелию. И над всей этой толпой помощников возвышались самые чтимые — боги счастья, долголетия и богатства.

Задолго до нашей эры возник даосский миф о восьми бессмертных гениях — покровителях различных искусств и особо почитаемых ремесел. Причем порой один и тот же гений мог заниматься вещами очень далекими одна от другой — например, литературой и парикмахерским ремеслом. Бессмертная «восьмерка» умела творить всевозможные чудеса и часто собиралась за пиршественным столом во дворце у Си-ван-му. На китайских народных картинах, которые заменяли простым людям иконы, часто можно было видеть патриарха Люй Дун-биня, покровителя литературы и парикмахерского мастерства.

Монеты в Китае имели в центре квадратное отверстие — их было удобнее хранить, нанизав на шелковый шнурок. Но шнурок не всегда помогал от воров и грабителей, поэтому и у монет было собственное божество-покровитель — Лю Хай. Его часто изображали играющим с трехлапой жабой — символом накопления богатств. Жабу эту Люхай поймал на крючок, использовав в качестве приманки одну из монет.

На помощь земледельцу приходили несколько богов — одни ведали севом, другие всходами, третьи — сбором и хранением урожая. Синеликий бог Мяо-ван, в частности, присматривал за тем, чтобы нежные всходы риса не повредила буря и вредители.

Сразу шесть богов были хранителями жилища, но главным из них считался бог очага Цзао-ван (в центре вверху). По обе стороны от него — мень-шени, хранители дверей, внизу слева — хранитель домового колодца, в центре — Ту-ди, бог участка, на котором построен дом, и наконец Цзы-гу — богиня отхожего места, иначе говоря — туалета.

Только богинь-врачевательниц насчитывалось больше полусотни. Одни из них предохраняли от ран и переломов костей, другие — от инфекционных заболеваний, в том числе оспы и кори, третьи — от злого колдовства. Тетушка Яньгуан няннян, чьи деревянные статуэтки часто ставили у изголовья детской постели, предохраняла малышей от глазных болезней.

 

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Горы Китая - лестница в Небо
Горы Китая - лестница в Небо

Горы Китая - это не только точки на карте, это, прежде всего, материальное воплощение традиционной культуры китайской нации, история великого народа.

Китай. Обычаи и традиции
Китай. Обычаи и традиции

Китайская культура, одна из древнейших культур мира — в прошлом великая Империя, славившаяся своими мыслителями и философами, а ныне Китайская народная Республика, красоту и величие которой, с легкостью можно назвать завораживающей.

Изучение китайского языка
Изучение китайского языка

Если вы хотите говорить по-китайски правильно, то настоятельно рекомендуется использовать аудио-программы и сосредоточить свои усилия на воспроизведение звуков, которые вы слышите. Советы по изучению китайского языка.

Традиционные сюжеты искусства Китая
Традиционные сюжеты искусства Китая

Китай является древнейшей цивилизацией мира, имеет долгую, непрерывную историю, уходящую в прошлое более чем на 6 тысяч лет и состоящую из множества культур народов, населяющих эту огромную территорию Восточной Азии.

 

Поделиться
Класснуть
Плюсануть