На всем протяжении долгой и насыщенной событиями истории Китая ни одному животному не придавалось столь большого значения, как лошади. С самого начала своего приручения на северо-востоке Китая около 5 тысяч лет назад, лошадь оказывала огромную помощь в создании и борьбе за выживание Срединного царства. Значимость лошадей была такова, что в начале правления династии Шан (около 1600-1100 до н.э.), лошадей хоронили вместе с умершими хозяевами, чтобы те помогали им и после смерти. В западной династии Чжоу (около 1100-771 до н.э.), военная мощь измерялась исключительно числом военных колесниц, и прямо зависела от количества лошадей, запрягаемых в эти колесницы.

Лошадиные бои

Вместе с ростом и расширением границ империи значение лошадей возрастало все более из-за необходимости обеспечивать быструю связь с отдаленными провинциями для управления, а также для транспортировки грузов и товаров внутри страны.

Китайский историк Сан Джи различает три основных периода в истории Китая, в которые произошли значительные изменения в поголовьи и качественные изменения в породах лошадей.

Первый был во время династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), когда при императоре Вуди, расходуются огромные суммы на приобретение лучших пород лошадей с Запада. Второй раз это произошло во время династии Тан (618-907), когда случился прорыв в селекции, и породы были значительны улучшены в результате отбора лучших арабских и турецких пород. Наконец, во время династии Юань (1279-1368), было зафиксировано общее снижение качества пород лошадей — как ни странно, это ухудшение совпало по времени с появлением первых императорских кочевых всадников.

Среди множества изобретений, которые Китай подарил миру, имеются и такие, которые значительно увеличили эффективность использования лошадей: это система упряжи, не мешающая дыханию лошадей, стремена и хомут. Китайские наездники использовали эти инновации тысячелетиями раньше появления их в Европе, и, наряду с изобретением бумаги и пороха, изобретения стремени и хомута являются наиболее значительными китайскими изобретениями, оказавшими влияние на всю мировую историю.

Настали времена, когда само выживание Китайской империи зависело от мастерства его конных наездников. Начиная с IV века до н.э., самые большие угрозы империи приходили от кочевых соседей с севера и запада - а как известно, монгольские и манчжурские кочевые племена представляли в то время лучшую конную кавалерию в мире. Во времена династии Хань, китайцы медленно и неохотно отказывались от использования военных колесниц, и переходили на конную кавалерию, чтобы противостоять этим угрозам.

Стремление китайских народов к улучшению своего конного войска для борьбы с кочевниками стала красной нитью практически всего имперского периода китайской истории. Постоянное оттачивание воинского мастерства, отбор лучших людских ресурсов в качестве солдат и рабочей силы, улучшение тактики и методов войны, не только помогает значительно улучшить качество пород китайских лошадей, но и приводит к созданию крупных контактов между Востоком и Западом и открытием знаменитого Шелкового пути.

Впрочем, лошади были востребованы не только военными, но и для досуга и отдыха: в ранний период династии Хань стали популярны так называемые «танцы» лошадей в придворных церемониях, которые превратились в сложные представления во времена династии Тан. Также в это время становится популярным игра в поло и верховая охота.

Образ лошади играет значимую роль в китайской мифологии: этот образ тесно связан с образом дракона — без преувеличения одного из самых главных символов китайской философии Фэн Шуй. В сознании китайцев, лошадь способна привести своего всадника к «дому бессмертных». И несмотря на то, что практическое применение лошадей в современном Китае по понятным причинам уменьшилось, образ этого животного глубоко проник в китайскую культуру и искусство. По данным статистики, лошадиное поголовье в Китае превышает 12 миллионов, составляя одну шестую мирового поголовья лошадей и включает более 26 различных пород.

Возможно, Вам будут интересны также статьи:

Киань Ю Фень — мастер «Живописных стежков»
Киань Ю Фень — мастер «Живописных стежков»

Короткий рассказ о мастере шелковой вышивки г-же Киань Ю Фень. Ссылки на работы художника.

Снежный барс: факты и мифы
Снежный барс: факты и мифы

На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою «собаку» (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

Древние искусства Китая
Древние искусства Китая

Китайцы во все времена отличались большой любовью к природе; природа была и остается самым большим источником вдохновения для художников этой страны с самого начала китайской цивилизации. Именно поэтому в Китае распространены изображения цветов, «живых цветов» — птиц, и получил большое развитие жанр пейзаж.

Китайский календарь: древние символы
Китайский календарь: древние символы

Двенадцать животных, символизирующие циклы летоисчисления, согласно легенде, появились по Высочайшему указанию Нефритового императора. От имени Шелкового Кота мы хотели бы еще раз выразить протест, и напомнить, что наш сородич не попал в список счастливчиков только благодаря вероломству Крысы.

 

Поделиться
Класснуть
Плюсануть