Библиотека

Искусство традиционной китайской живописи и каллиграфии

В этом материале мы хотим рассмотреть традиционную китайскую живопись и каллиграфию – искусства, имеющие в Китае такую же древнюю и славную историю, как и вышивка шелком по шелку. Впрочем, что касается техники и методов этих направлений искусства, в них есть много общего, так как в Китае принято очень трепетно относиться к своей истории и традициям, из поколения в поколения отбирать и сохранять все самое лучшее, и в наши дни это позволяет современным китайским мастерам живописи, каллиграфии и вышивки шелком в полной мере использовать секреты мастерства своих предков.

Традиционная китайская живопись

Важнейшая часть китайского культурного наследия – китайская живопись, отличается от западного искусства тем, что традиционно выполняется на рисовой бумаге или шелке китайской кисточкой и китайскими чернилами, которые изготавливались путем смешивания сажи, собранной после сжигания сосны с веществом, приготовленным из рогов оленей, шкур животных и растительных пигментов. Качеству китайских чернил, или туши, во все времена в Китае отводилась особая роль - оно должно быть безупречным, так как именно контурам рисунка, выполняемым тушью, здесь отведена главная роль.
Чтобы достичь высот в этом искусстве, кроме таланта художника, необходимо в совершенстве овладеть сложной техникой, хорошо контролировать кисточку и иметь отличное чувство качества и особенностей бумаги и чернил.
Перед тем как дотронуться кисточкой до бумаги, художник должен отлично представить черновик рисунка в своем уме, рисуя в своем воображении и сохраняя этот опыт в памяти. Ведь когда он начнет рисовать, ему нужно будет завершить работу одним движением, которое исключает возможность вариаций или ошибочных мазков.

Рисовая бумага, о которой говорилось выше – это самая удобная бумага для китайской живописи. Она имеет правильную текстуру, позволяя писать по ней мокрой кисточкой, направляемой натренированной рукой, китайскими чернилами, совершая всевозможные мазки от очень жирных до легких и незначительных. Эти мазки превращаются рукой мастера в человеческие фигуры, деревья и цветы, птиц, рыб и животных, полных жизни.
Более того, китайский художник еще является поэтом и каллиграфом. Он часто добавляет стих собственного сочинения в картину, который довершает произведение, и как бы ставит заключительную точку. Обычно в таком стихе присутствует пояснение смысла картины, подходящее филосовское изречение, или доброе пожелание зрителю. Часто приводятся фрагменты стихов, уходящих в глубокую древность.
Последним завершающим штрихом является личная печать художника - традиционно это квадрат с вписанными в него иероглифами красного цвета. Такая печать является аналогом подписи западных художников.
Результатом такой работы обычно является объединение всех четырех направлений китайского искусства: поэзии, каллиграфии, рисования и вырезания печатей. В настоящее время в музеях мира можно найти фантастические образцы китайского изобразительного искусства, китайской каллиграфии и живописи.

Китайская живопись делится на два основных направления: работа кисточкой «свободная рука» (xieyi) и детальный, тонкий стиль работы (gongbi) . Первое направление допускает общие, размашистые движения и оставляет такое же общее впечатление, оставляющее зрителю возможность для размышления, тогда как второе уделяет большое внимание мельчайшим деталям.
Используя разные техники, обе школы успешно достигают одинакового результата – сотворения красоты.

Трудно сказать, как долго искусство живописи существует в Китае. На территории этого государства археологи обнаруживают сосуды 5000-6000 летней давности, разрисованые цветными изображениями деревьев, животных, и картинами, отражающими различные аспекты примитивной жизни клановой общины. Пожалуй, этими датами и можно примерно обозначить начало возникновения китайской живописи.

Примерно 2000 лет до нашей эры Китай стал рабовладельческим государством. Огромное количество произведений искусства того периода никогда так и не увидели света. То общество стало свидетелем появления великолепных произведений из бронзы, а бронза может быть взята только как составляющая искусства рисования и скульптуры.

В 1949 году в могильнике, который историки отнесли к периоду воюющих княжеств (475-221 г.г. до нашей эры), была найдена вышитая шелком картина, изображающая человеческую фигуру, дракона и феникса. Согласно некоторым источникам, это самая ранняя вышитая руками картина на шелке, найденная в Китае. Ее размеры составляют 30см в длину и 20см в ширину.
По этой и другим древним картинам можно ясно понять, что древние вышивальщики по шелку были хорошо знакомы с живописью, т.к. стежки, подобно мазкам кисточкой, демонстрируют силу и элегантность большого мастера. Темы картин того времени строго религиозны и мифологичны.

Живопись на бумаге появляется намного позже живописи на шелке, так как бумага в Китае была изобретена намного позже шелка по времени. В 1964 году, в результате археологических исследований могилы в окрестностях города Турпан на северо-западе Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном округе , относящейся к династии Цзинь(265-420 гг. нашей эры) была обнаружена картина, написанная цветными красками на рисовой бумаге. Эта картина размером 106,5 см на 47 см пока единственная сохранившаяся работа такой глубокой древности.

Традиционная китайская каллиграфия

Под каллиграфией в Китае понимается профессиональное искусство письма кистью, и изучение правил и техник этого искусства. Это искусство распространено в Китае и еще в нескольких странах, находящихся под влиянием китайского культурного наследия. В истории китайского искусства каллиграфия занимает такое же по важности место, как и живопись. Огромное значение сегодня уделяется ее развитию путем организацией выставок древних и современных работ, и проведением соревнований и конкурсов среди молодых художников. Такой обмен опытом, в частности, помогает китайско-японскому культурному обмену.
Китайская каллиграфия когда-то началась с написания иероглифов, и пройдя века эволюции, развилась в различные стили и школы, составляя теперь важную часть наследия национальной художественной культуры.

Китайское письмо делится на пять основных направлений: печатный стиль (zhuan), официальное или клерикальное письмо (li), обычное письмо (kai), письмо «бегущей руки» (xing), письмо курсивом (cao).

1) Печатное письмо zhuan является самым древним письмом после надписей оракула. Это направление допускало различное написание иероглифов в процессе своего формирования, поэтому при его изучении встречаются определенные трудности. Считается, что первая попытка унификации письма была в правление царя Ксиань (827-782 г.г. до нашей эры) западной династии Жоу, когда его «тайши» (главный историк) Ши Жоу закончил лексикон в 15 глав, стандартизируя китайское письмо в алфавит, называемый жуан (zhuan). Этот шрифт, часто используемый в печатях, иногда называют "печатный шрифт", или "кудрявый шрифт", из-за формы его мазков.
2) Ли-шу (официальный шрифт) появился вследствие того, что шрифт жуан был очень сложен для писцов в различных государственных учреждениях, которым нужно было копировать все увеличивающееся количество документов. Его появление относится к династию Кин (221-206 г.г. до нашей эры).
Согласно легенде, тюремный надзиратель Ченг Миао в своей канцелярии использовал упрощенный стиль, изменив кудрявые строки на угловатые и прямые, что значительно облегчило ведение документации. Он был назван ли-шу, т.к. «ли» в китайском языке означает клерк или писарь. По другой версии, основатель упрощенного стиля Ченг Миао сам стал заключенным и рабом, а древние называли закованных рабов также – «ли». Поэтому этот шрифт иногда называют «шрифт раба».
3) Ли-шу со временем был адаптирован в обычный шрифт кай-шу. Это произошло в период приблизительно 220-265 лет до нашей эры, и развивался этот шрифт до династии Цзинь. Стандартное письмо и в настоящее время квадратное, без курсива и надстроек в стиле. Иероглифы составляются из определенного количества штрихов восьми видов: точки, горизонтальные, вертикальные, крюки, поднимающиеся, падающие налево (длинные и короткие) и направо мазки. Любой претендент на статус каллиграфа должен начать с изучения техники кай-шу.
4) На основе ли-шу эволюционировал стиль као-шу (травное письмо курсивом), который является самым эффективным для выполнения быстрых, но грубых копий. Этот стиль подразделен еще на две школы: чангкао и джинкао. Первая из них утеряла свою популярность угасла при династии Хань между 3 и 2 вв. до нашей эры. Иероглифы в этой школе, хотя и пишутся быстро, но все же отделены один от другого и точки не связаны с другими мазками. Сущность као-шу, и в частности, школы джинкао в том, что иероглифы пишутся быстро, соединяющимися мазками. Иероглифы часто соединены последним мазком начального иероглифа с первым штрихом последующего. Они также отличаются по размеру в одном и том же тексте. Создается впечатление, что они мастер пишет их как придется, но разумеется, это не так.
5) Ксинг-шу или «бегущая рука» - что-то среднее между обычным и курсивным письмом.
Китайские мастера сравнивают яркое соответствие трех стилей кай-шу, ксинг-шу и као-шу с человеком стоящим, идущим и бегущим.
Лучшим сохранившимся образцом направления ксинг-шу по общему мнению является "Лантин Сюй" - предисловие к сборнику стихов, написанное великим мастером каллиграфии Ванг Ксижи (Wang Xizhi) на павильоне в 353 году в местечке Лантин недалеко от города Шаосин.



Традиционная китайская живопись

Традиционная китайская каллиграфия

© По материалам сайта "Шелковый Кот"

Вас могут заинтересовать также статьи: