Библиотека

Снежный барс: факты и мифы

Снежный барс, или ирбис - хищное млекопитающее семейства кошачьих, обитающее в горных районах Центральной Азии.
Из-за отдаленности и труднодоступности мест обитания, малой численности и низкой плотности этого вида, многие аспекты его поведения и биологии остаются малоизученными. В настоящее время снежный барс внесен в Международную Красную книгу, охота на ирбисов повсеместно запрещена.
Снежные барсы обитают в горах Средней и Центральной Азии и встречаются на высоте от 1500 до 4000 метров над уровнем моря, предпочитая открытые участки плоскогорий, чередующиеся с глубокими ущельями и крутыми склонами с каменистыми осыпями. В летний период ирбисы поднимаются в альпийский пояс, ближе к зоне вечных снегов, зимой встречаются ниже, в субальпийской зоне, на границе горных лесов. Взрослые особи ведут одиночный образ жизни, днем преимущественно отдыхают, охотятся перед закатом солнца и ранним утром на рассвете. Снежные барсы постоянно обходят свои охотничьи владения, часто перемещаются по постоянным маршрутам, протаптывая тропы, или используя каменистые участки вдоль ручьев.
В Китае снежные барсы занимают обширный ареал в северо-западной части страны площадью около 100 тысяч квадратных километров. Численность популяции ирбиса в горах Тибета - больше 2 тысяч особей (это самая большая популяция снежных барсов в мире).

С давних времен снежный барс является героем легенд и преданий. Разрешите познакомить Вас с некоторыми из них.

На фото: Milarepa Gompa: место медитации святого монаха Миларепы в горах Тибета в последние годы его жизни.Это было в одиннадцатом веке. Святой монах Миларепа странствовал по горам Тибета, останавливаясь на ночлег в небольших пещерах. Как то раз монах зашел в отдаленную деревню в горах, где пробыл некоторое время, беседуя с её жителями и читая им свои стихи. Впрочем, монах избегал подолгу оставаться среди людей, предпочитая одиночество, чтобы не поддаться мирским влечениям. Миларепа покинул деревню, и удалился в пещеру в горах, носившую название "Пещера завоевания демонов", несмотря на уговоры местных жителей остаться - ведь была зима, и жить в пещере было невероятно трудно из-за холода и отсутствия пищи.
Сразу после его ухода пошел сильный снег, который не прекращался в течение восемнадцати дней и ночей, завалив все окрестности, и отрезав пути ко всяческим перемещениям по горам до весны. Ученики Миларепы, оставшиеся в деревне, были уверены, что их учитель погиб; они исполнили все необходимые ритуалы, и когда настала весна, отправились на поиски его тела.
Проделав длинный путь, после долгих поисков в горах, они присели отдохнуть, и заметили снежного барса, который вышел из пещеры неподалеку, и поднялся вверх по скале. После этой встречи ученики были уверены, что хищник убил их учителя. Добравшись до пещеры они заметили, что следы снежного барса перемешаны с человеческими следами. Приблизившись, ученики услышали пение монаха, доносившееся из пещеры, и начали гадать - возможно, какие-то охотники зашли сюда, и поделились с Миларепой пищей...
После встречи монах спросил учеников - по какой причине они так долго добирались к пещере, после того как расположились на отдых. Ученики были в замешательстве - ведь во время своего путешествия по горам они не встретили ни одного живого существа, кроме снежного барса. "Я и был этим снежным барсом", ответил монах. На вопрос учеников - как же Миларепе удалось продержаться без пищи и воды такой длительный срок, учитель ответил, что некоторое время назад, находясь в состоянии медитации, он встретил жителей деревни, которые передали ему большое количество еды. Ученики были поражены - сопоставив даты они поняли, что видение монаха совпало с ритуалами, которые они исполнили в деревне, будучи уверенными в смерти учителя.

В настоящее время буддисты считают, что святой учитель и великий йог Миларепа Шепа Дордже (1052—1135г.г.) к концу своей жизни достиг состояния полного просветления (ваджрадхары).

На фото: Milarepa Gompa: место медитации святого монаха Миларепы в горах Тибета в последние годы его жизни.

На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою "собаку" (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

В районе Долпо на севере Непала рассказывают, что великие ламы часто уходят в горы Тибета, превращаясь в снежных барсов, для сбора лекарственных трав.
Местные жители верят, что снежные барсы принимают на себя пригрешения, допущенные ими в прошлых жизнях, и наносить вред этим животным, а особенно убивать их, означает принимать эти грехи на себя.

В настоящее время численность этих красивых животных катастрофически мала. Снежный барс находится на грани полного уничтожения. И хотя представленная ниже вышитая шелком авторская картина "Снежный барс" прекрасна, очень хотелось бы видеть живых ирбисов в их естественной среде обитания.

 

Снежный барс

316.jpg 37000,00 руб

Снежный барс (авт.Yao Jie)

179.jpg
 

 

Возможно, Вам будет интересна также статья: Горы Китая - лестница в Небо