История вышивки

 

Шелковая вышивка появилась недалеко от селения Сучжоу, и затем распространилась в ближайших районах Наньтуна, Уси, Янчжоу континентального Китая. Эти области в течение многих веков были известны своим прекрасным шелком. Плодородная почва,умеренный климат способствовали здесь быстрому росту производства шелковой ткани и нити, что обеспечило процветание и развитие шелковой вышивки.

В хрониках “Шо Юань”, написанных Лю Сяном в период династии Западная Хань (206 год до н.э. – 24 год н.э.), указывается, что в царстве У (часть нынешнего Китая) уже использовалась вышивка для украшения одежды. История шелковой вышивки насчитывает более 2000 лет. В период Троецарствия (220-280 гг.) император царства Уљ Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки и города были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани. В книге “Тайные сокровища Цинов” отмечается, что вышивальщицы Сунской династии (960-1279) использовали «иглы толщиной с волос. Цвета так ярки,что ослепляют глаз. Пейзажи и здания располагаются в правильной перспективе, изображения людей яркие и осязаемые, цветы и птицы словно живые.»  Лучшие шелковые вышивки превосходят живописные творения.

Художники области У, представленные такими талантами, как Тан Инь (Боху) и Шэнь Чжоу, способствовали быстрому развитию шелковой вышивки. Мастера вышивания иглами воспроизводили их картины. Эти работы были столь яркими и элегантными, что назывались “картинами иглой” и “превосходящими саму природу”. C этих времен шелковая вышивка как вид искусства выработала свой собственный стиль в работе иглой, комбинации цвета и изображения.

В период Цинской династии (1644-1911) шелковая вышивка достигла вершины своего развития. Продукция народной вышивки стала более разнообразно: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала, наволочки, обувь, сумочки и т.д. Вышивка стала модной у простого народа. Другой вид вышивки, “вышивка - рисунок”, рассматривался как изысканный предмет коллекционирования.

В начале 20 века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы. Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный “реалистичной вышивкой”. В 1904 году Шэнь исполнила восемь полотен вышивки для вдовствующей императрицы Цыси как подарок к ее 70-летию. Цыси была столь очарована, что собственноручно написала Шэнь и ее супругу два иероглифа – Шоу (долголетие) и Фу(счастье) как пожелания в благодарность. Позже исполненный Шэнь “Портрет королевы Италии” был послан в Италию в качестве государственного подарка и произвел там настоящую сенсацию. В 1915 году “Портрет Иисуса” работы Шэнь получил первую премию на Панамо-Тихоокеанской выставке в США и был оценен в 13000 долларов,что составляло целое состояние по тем временам.

“Реалистичная вышивка” Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом. Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу. Работы таких ее современников, как Хуа Цзи, Ван Шаомин, Ли Пэйфу и других, завоевывали премии на многих международных выставках.

В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название “произвольный стежок”, был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Как следует из его названия, этот стиль использовал стежки разной длины и направлений произвольные наложения слоев для достижения лучшего эффекта тона и глубины цветов произведения. Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки. Настоящим центром изучения и развития этого древнего искусства стал основанный в 1957 году Государственный научно-исследовательский институт вышивки, в музее которого собраны шедевры разных эпох.

Славу шелковой вышивке принесли ее утонченность, элегантность и красота. Помимо традиционных односторонних и двусторонних вышивок (вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаково - его ставят на горизонтальную поверхность), шелковая вышивка включает и многие другие виды работы иглой, такие, как парчовая вышивка, вышивки волосом, узлом и др. Произведения участвуют в выставках по всему миру и ценители искусства могут восхищаться красотой и изысканностью, создаваемой искусными мастерами и гордиться приобретенными шедеврами.

 

Другие тематические статьи в разделе "Библиотека" :

Сучжоу - главные исторические вехи

Шёлковый рай на земле

История шёлка

Искусство вышивки в Китае: история и современность 

Великий Шелковый Путь 

Китайский календарь: древние символы